Вагонка – один из самых востребованных отделочных материалов. Экологически чистый строительный элемент сделан из массива дерева. Для более удобного использования доски имеют пазы и шипы. Они применяются для внутренней отделки, обшивки фасадов зданий. Придать материалу нужную текстуру, цвет можно при помощи лакокрасочных смесей. От правильного подбора составов зависит его эксплуатационный срок, способность сохранить начальные характеристики.
Виды вагонки
Тонкие строганные доски для облицовки поверхности изготавливают из различных материалов. Самый популярный и долговечный – древесина лиственных, хвойных пород. Также используют пластик и МДФ. На рынке представлены два основных типа вагонки – классический и евро. Различить их можно при визуальном осмотре. В зависимости от необходимой формы профиля, толщины, структуры можно подобрать шпунтованную доску из многочисленных подвидов. Наиболее популярны следующие разновидности:
«Штиль». Брашированная доска не имеет возле шипа фаски. При монтаже между профилем незаметны соединительные швы. Доски утолщенные, создают имитацию бруса. Можно использовать для облицовки фасадов;
Классика. На лицевой стороне плоской доски есть дополнительная круглая или угловатая фаска. Благодаря такой особенности при облицовке образуются хорошо заметные швы;
Блок-хаус. Лицевая часть полностью закруглена. После сборки создается впечатление, будто стены собраны из оцилиндрованных бревен. Используется в саунах и банях;
Лаунд-хаус. Поверхность гладкая со сложным рисунком. Эффект достигается благодаря дополнительной обработке (горячее тиснение, фрезерование);
Американка. Имитирует сайдинговые панели. У ламели конусообразной формы снята фаска у шипа. Используют для внутренней отделки;
Двусторонняя. Имеет две рабочие стороны. Из-за небольшой толщины рекомендуется использовать только для перегородок внутри помещения. Отсутствуют компенсационные каналы;
По способу обработки деревянную вагонку делят на сорта – «экстра», «А», «В», «С». Различить их можно визуально. На лицевой стороне доски «премиум» класса недопустимы малейшие сучки, трещины. Класс «А» приемлет древесину без гнили, синевы, смоляных карманов. Возможны светлые здоровые сучки. В сорте «В» допускаются смоляные карманы. Самый дешевый сорт «С» допускает синеву, обзол на тыльной части.
Преимущества и недостатки окрашивания вагонки
Покраска вагонки эмалью, бесцветным лаком способна продлить срок эксплуатации материала. Если доску используют для обшивки стен, рабочих поверхностей в хозяйственном помещении, можно обойтись обычной пропиткой. В доме или квартире древесную обшивку лучше покрасить качественной краской в практических и декоративных целях. Ведь заменить испорченный верхний слой древесины гораздо дороже, чем несколько банок эмали. Можно приобрести готовую крашеную доску или покрасить ее самостоятельно. Покрытие панелей своими руками имеет массу преимуществ:
Возможность колорирования элементов разным цветом, нанесения своего рисунка, текстуры;
Экономия средств. Обработанная вагонка стоит гораздо дороже;
Возможность выбора самого невероятного оттенка;
Повышение стойкости к негативным внешним факторам;
Быстрая просушка.
Красить вагонку необходимо до установки. При нормальном процессе высыхания на стыках не будет светлых полос, портящих весь вид.
Недостатков у окрашивания вагонки практически нет. Главный отрицательный момент – потеря естественного рисунка и вида древесины. Избежать некоторых негативных последствий можно, если учитывать назначение помещения при выборе лакокрасочного материала. Для бань и саун не подходит масляная пропитка, олифа. Лучше использовать твердые смеси с добавлением воска. В закрытых, непроветриваемых помещениях для покраски деревянных досок не рекомендуется применять горючие, токсичные эмали. Окрашивание полов из вагонки следует проводить с учетом истираемости материала. Чтобы не пришлось часто перекрашивать, следует выбирать смеси с высокой износостойкостью.
Растворы, применяемые для окрашивания
Существует множество средств для покрытия вагонки. Это составы для внутренней и наружной обшивки помещений. Они различаются по составу, быстродействию и качественным характеристикам. К примеру, на деревянный наружный фасад оказывают влияние ультрафиолетовые лучи, влажные осадки, высокая, низкая температура, поэтому в состав финишного покрытия должны входить защитные компоненты в преобладающем большинстве.
Декорировать вагонку внутренней части дома можно обычными эмалями, красками. Покрашенные натуральные доски имеют оригинальный внешний вид. Каждая смесь после покраски придает определенный эффект стандартной вагонке. Выбор раствора зависит от предпочтений владельца дачной или городской постройки.
Защитные средства: свойства и технология нанесения
Грамотное и своевременное использование защитных средств позволяет натуральной вагонке не терять внешний вид, первоначальную структуру долгие годы. Антисептические средства позволяют повысить влагостойкость и долговечность материала. Также растворы исключают поражение насекомыми, различными микроорганизмами, образование плесени, губительной не только для вагонки, но и для здоровья владельцев дачи. Исходя из основы изготовления, антисептические средства делятся на четыре основные группы:
Органические растворители. Проникают вглубь материала, уничтожают очаги гниения, плесени, предотвращают появление новых. Активно борются с биологическими загрязнениями. Имеют резкий запах. Можно использовать внутри и снаружи помещения;
Водорастворимые средства. Временно защищают древесину при контакте с влагой. Используют в профилактических целях;
Масляные антисептики. Рекомендуется обрабатывать вагонку, находящуюся на открытом воздухе в контакте с грунтом, влагой. Эффективно защищают материал в сложных условиях;
Комбинированные смеси. В состав растворов входят различные вещества. Присущие каждой из групп. Хорошо справляются с плесенью, влагой, высокой температурой. Можно использовать как для внутренней обработки, так и для наружной.
Для уменьшения негативного влияния на вагонку используют различные растворы. Биозащитные составы успешно борются с вредителями, плесенью, грибком. Антипирены обеспечивают огнезащиту, замедляют распространение огня. В качества базового покрытия используют комплексные средства защиты – биопирены. Для отбеливания древесины можно применить хлорсодержащие смеси, пероксид водорода, специальные промышленные жидкости. Вагонку из низких сортов древесины необходимо обязательно обрабатывать грунтом для заполнения пор.
Защитными средствами вагонку покрывают перед лаковой, декоративной обработкой. Технология нанесения заключается в пропитке каждого фрагмента в отдельности и с двух сторон. Кисточкой или валиком распределяют антисептик по всей поверхности тонким слоем. Необходимо достать до всех скрытых участков (углов, выемок). Сохнуть деревянные доски должны, не соприкасаясь друг с другом.
Лаковые составы и их свойства
Чтобы освежить пропитанную антисептиком вагонку и облагородить отделку, древесину покрывают лаком. Необходимый по составу раствор выбирают исходя из типа и назначения помещения.
Масляные лаки на основе смол могут иметь различный оттенок – от прозрачного до темно-шоколадного. Покрытие быстро застывает, образуя плотную пленку. Влагостойкую поверхность легко мыть, она полностью готова для дальнейшей покраски. Основной недостаток – высокий уровень пожароопасности.
Алкидные универсальные растворы имеют высокий показатель устойчивости к внешним негативным факторам. Они впитываются вглубь древесины, поэтому долго сохнут (до 3-х дней). Алкидно-карбамидные лаки имеют практически идентичные характеристики. Перед использованием раствор необходимо смешать с кислотным отвердителем. Отличается сильным блеском после застывания. Недостаток – высокая цена, быстрое воспламенение.
Спиртовые политуры и лаки используют в минимальном количестве для покрытия отдельных элементов вагонки. Ватным тампоном или маленькой кисточкой наносят очень тонкий слой раствора. Высохшее покрытие заметно блестит, обретает эластичность. Некоторые виды спиртовых смесей не переносят солнечный свет, поэтому не могут быть использованы на обширных участках вагонки.
В состав нитроцеллюлозных лаков входят пластификаторы, смолы, пигмент. После нанесения на древесину образуют плотное защитное и декоративное покрытие. Им не покрывают вагонку, предназначенную для отделки фасадов. Нитролак не переносит солнечных лучей. Высокую температуру.
Полиуретановые, акриловые растворы на водной основе наносят на вагонку в несколько слоев из-за сильной летучести смеси. Обладают свойством поверхностного натяжения, не трескаются и не стираются. Лак крепко сцепляется с древесиной, защищает ее от химических веществ, намокания.
Краски на разных составах для покрытия деревянной вагонки
Большое разнообразие декоративных смесей позволяет выбрать самые неординарные растворы для реализации смелых идей дизайна. При помощи лакокрасочной продукции можно придать вагонке совершенно любой цвет и фактуру. Для внутренней отделки загородного дома можно использовать следующие краски:
Акрилатная. Стойкая к осадкам, долго сохраняет блеск и цвет. Краска обладает хорошей адгезией, медленно изнашивается;
Масляная. Хорошо впитывается в вагонку, не пропускает влагу, позволяет материалу дышать. Со временем может потускнеть;
Водоэмульсионная. Сохраняет текстуру древесины, придает матовый оттенок. Краска быстро сохнет, не имеет запаха;
Силиконовая. Выдерживает внушительные механические нагрузки. Обладает хорошей паропроницаемостью, маскирует дефекты. Сохраняет цвет 30 лет;
Эмалевая на алкидной основе. Подходит для декорирования вагонки. На протяжении длительного высыхания издает едкий неприятный запах. Быстро выцветает на солнце;
Восковая. Традиционный, натуральный материал для обработки вагонки. После покраски сохраняет натуральный рисунок дерева, придает матовый, глянцевый блеск;
Силикатная. В состав входит жидкое стекло, что значительно повышает характеристики краски. Ей не страшны ультрафиолетовые лучи. Краситель с повышенной огнестойкостью защищает вагонку от перепадов температуры.
Как рассчитать необходимое количество краски
Любой ремонт или строительство необходимо начинать с составления сметы и подробной инструкции. Расходные материалы, такие как краска для вагонки, необходимо закупать с запасом. При расчетах следует учитывать особенности поверхности, инструментов, профессионализм исполнителей работы, количество слоев и текстуру смеси.
Если окрашиваться будет вся комната, то в первую очередь необходимо определить ее периметр. Отнимаем площадь дверей, окон, проемов и прочих необрабатываемых поверхностей. Полученный результат надо сопоставить с нормативным расходом выбранного типа краски. Такую информацию производители помещают на этикетке товара. Нужно понимать, что количество указано с учетом проведения работ в идеальных условиях, для одного слоя окрашивания.
Технология окрашивания вагонки
Покрашенные на производстве элементы вагонки стоят в несколько раз дороже необработанных досок. Услуги нанятых работников также обойдутся не дешево. Для экономии средств можно провести все этапы покрытия самостоятельно. Сделать это, к счастью, несложно. Правильно подобранные расходные, вспомогательные материалы оживят интерьер и наполнят дом новыми красками.
Нанесение эмали следует проводить после антисептических процедур, грунтовки и покрытия лаком. При работе с любой смесью следует соблюдать определенные правила. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.
Необходимые материалы и инструменты
Качественно покрасить вагонку сможет даже новичок. Лучше работать с новым материалом. Его достаточно просто подготовить, обработать и просушить. Задача усложняется, если доски уже были в использовании, и тонирование необходимо обновлять. Перекрашивать можно только чистую вагонку. Способ устранения лакированного покрытия одинаков для всех типов древесины. Выбеливать сосну, лиственницу лучше в теплых и проветриваемых помещениях. Окрашивание деревянных панелей проводят при помощи минимального набора инструментов и материалов. Необходимо подготовить:
Малярный лоток;
Оцинкованное, пластмассовое ведро;
Щетки для нанесения краски разного размера, валик, краскопульт;
Лестницу, позволяющую достать до потолка;
Растворы для окрашивания (морилку, лак, эмаль, грунтовку);
Инструменты для зачистки, шлифования, затирания (наждачную бумагу, кожаные лоскуты, шлифовальную машинку и прочие);
Широкие защитные очки, маску, перчатки.
Чем лучше красить
Для нанесения краски на вагонку можно использовать кисточку, краскопульт или валик. Выбор правильного инструмента гораздо облегчит процесс. На небольшой площади можно использовать широкую кисть. Краска в этом случае должна быть умеренно густой, чтобы не оставались заметные следы от мазков. Таким материалом можно придавать цвет, как отдельным доскам, так и смонтированной конструкции.
Валик лучше использовать для покрытия евровагонки и других типов досок с гладкой поверхностью, с невыраженными швами. Можно взять широкий инструмент, сразу захватывающий две доски. Это ускорит процесс и сократит расход краски.
При использовании бытового краскопульта необходимо готовиться к большому расходу водоэмульсионки. Чтобы краска лучше впитывалась в дерево, раствор следует делать очень жидким. При такой технологии неизбежны подтеки и наслоения. Необходимо строго соблюдать расстояние между впрыскиванием, чтобы не образовывались капли.
Просушка и степень влажности вагонки
Использовать для облицовки можно только качественную, сухую древесину. Влажная вагонка обязательно расползется и треснет спустя некоторое время после монтажа. Определить степень влажности в домашних условиях можно народным способом. Вес сухой доски значительно отличается от влажной. Механический карандаш на просушенной вагонке не будет оставлять фиолетовую полосу. Звук сухого дерева будет звонче.
Прибегнуть к народным методам можно, если под рукой есть сравнительный влажный материал. Если сравнить не с чем, можно использовать механический способ проверки. В испытываемой древесине необходимо высверлить дрелью углубление. Задержать фрезу в одном положении на 20 секунд. Визуальный анализ выемки покажет примерное содержание влаги. Отверстие задымилось – доска пересушенная, ничего не произошло – влажность в норме, образовалась бахрома – пиломатериал сырой. Просушивать вагонку надо под навесом на открытом воздухе в течение нескольких месяцев.
Тщательно просушивать вагонку необходимо после каждой обработки (пропитка, грунтовка, лакирование, покраска). Если это отдельные доски, их надо разместить в проветриваемом помещении или вынести на улицу при теплой погоде до полного высыхания. Время застывания для каждого используемого раствора индивидуально рассчитано производителем. Срок просушки может увеличиться, если краска нанесена в несколько слоев.
Подготовительные этапы
Правильная подготовка вагонки к покраске облегчает работу с материалом в дальнейшем. Новые высушенные доски следует очистить от загрязнений. При сильном запылении можно использовать влажную тряпку и пищевую соду. Затем необходимо устранить все дефекты. Древесину шлифуют пемзой или мелкой наждачной бумагой. Мелкие частицы убирают и наносят грунт.
Если вагонка уже эксплуатировалась, подготовительные работы включают обязательную очистку старого покрытия. Краску, старый лак снимают растворителями. Многослойные засохшие материалы удаляют щеткой по металлу, феном, строительным шпателем.
Если в будущем старая вагонка будет покрываться прозрачным лаком, то лучше использовать механический способ очистки. Растворители и смывки могут отбелить поверхность неравномерно.
Нанесение краски
Деревянную вагонку проще красить до ее монтажа. Раствор надо наносить тонким слоем, медленно двигаясь сверху вниз. Если для работы выбрана кисть, она должна иметь полужесткую щетину. Чтобы не было разводов, на кисточку не стоит набирать много краски.
Валик должен иметь ворс средней длины. Обмокнув его в краску и прокатив по лотку, инструмент прижимают к вагонке с умеренной силой и прокатывают несколько раз. На поверхности не должно быть пустот и подтеков. Если доски уже собраны, их ребра необходимо докрасить кисточкой. Окрашивание краскопультом будет быстрее, но часть краски разлетится на рядом расположенные предметы.
Окрашивание с брашировкой вагонки
Нестандартное решение позволит придать древесине состаренный, аристократичный вид. Создать такой эффект можно при помощи дрели со специальной насадкой – брашированным шаром. При обработке поверхности образуются углубления, которые при покраске выступают необычным рисунком. Его глубину можно регулировать за счет проходов шара.
Для покраски доски можно использовать темные или светлые масла. Наносят покрытие методом «сухой кисти», при помощи плотной губки, и равномерно растирают по поверхности. Первый слой сохнет 2 часа. Затем наносят светлое масло или краску. Спустя 15 минут снимают резиновым шпателем, хорошо прижимая его к поверхности. После высыхания дерево получит интересный состаренный эффект.
Покраска дерева с сохранением текстуры
Покрасить вагонку и сохранить текстуру дерева очень просто. Для этого используют лак, пигментированные масла и лазури. Работы можно проводить на отдельных досках или уже на обшитой стене. Используют валик и несколько кистей разных размеров.
Технология текстурирования заключается в нанесении дисперсионного лака кисточкой на небольшие фрагменты материала и последующем равномерном распределении. Для размазывания используют валик. Двигаться необходимо строго вдоль естественных борозд. Через 10 минут излишки смеси надо снять. Лак сохраняется в бороздках, делая рисунок ярким и блестящим.
Как покрасить вагонку под беленый дуб
Добиться эффекта выбеленного дуба и сохранить естественную красоту дерева можно при помощи морилки «иней», «белый дуб», прозрачного воскового масла, полиуретанового, акрилового пигмента «выбеленный».
В первую очередь наносим тонировку тонким слоем. Затем покрываем маслом. Густота нанесения зависит от ожидаемого результата. Если нужен ярко выраженный рисунок, излишки надо снять и затереть поверхность тряпкой. Выбелить древесину можно при помощи грунтовки. Но стоит учитывать, что на некоторых породах со временем она пожелтеет. Например, сосновый материал можно выбелить обычной серой краской для дерева.
Эффект состаривания
Сделать интерьер комнаты привлекательным и оригинальным можно путем искусственного состаривания отделочных материалов. Натуральная вагонка без покрытия смотрится однообразно. Добавить ей антикварную ценность можно несколькими способами:
Браширование. Подойдет для сосны или дуба. Верхний слой породы снимают грубой щеткой, зашлифовывают и покрывают морилкой любого цвета, к примеру, венге;
Пантинирование. Используют два цвета краски, незначительно отличающихся оттенков. Первую эмаль наносят толстым слоем и дают высохнуть. Потом красят тонкий слой более светлой краски. После полного высыхания затирают поверхность наждачной бумагой. Создается иллюзия многочисленного перекрашивания вагонки;
Обработка парафином. Воск наносят на отдельные участки неравномерно. Затем повторяют процесс пантинирования. После высыхания его снимают шпателем и обрабатывают доску морилкой. Получается эффект потертости.
Идеи окрашивания вагонки в интерьере квартиры/дома
В интерьере городских квартир крашеная вагонка практически не встречается. Натуральный материал отлично приживется на лоджиях, балконах. Стилевые решения загородных домов, наоборот, дополнятся естественной изюминкой при использовании деревянных профилей.
Необычно смотрится комбинирование вагонки разной толщины. Широкий профиль чередуют с тонким и окрашивают. Красят в один цвет, но разной интенсивности. Из ровных профилей и блок-хауса формируют впадины и волны. Зоны освещения выбеливают, оставшиеся просто покрывают прозрачным лаком.
Оригинально смотрится беленая вагонка на потолке, расположенная между темными массивными балками. В спальне, гостиной, детской можно создать эксклюзивное покрытие стен, древесину покрасить любым ярким цветом, расписать узорами.
Заключение
Обработка вагонки – увлекательный, приятный процесс, несмотря на серьезность мероприятия. Обилие материалов для окрашивания, способов декорирования делают обработку деревянных профилей доступной и востребованной. При самостоятельной отделке древесины необходимо помнить, что большинство лакокрасочных материалов токсичны в жидком состоянии и могут причинить вред здоровью.
Вагонка – один из самых востребованных отделочных материалов. Экологически чистый строительный элемент сделан из массива дерева. Для более удобного использования доски имеют пазы и шипы. Они применяются для внутренней отделки, обшивки фасадов зданий. Придать материалу нужную текстуру, цвет можно при помощи лакокрасочных смесей. От правильного подбора составов зависит его эксплуатационный срок, способность сохранить начальные характеристики.
Виды вагонки
Тонкие строганные доски для облицовки поверхности изготавливают из различных материалов. Самый популярный и долговечный – древесина лиственных, хвойных пород. Также используют пластик и МДФ. На рынке представлены два основных типа вагонки – классический и евро. Различить их можно при визуальном осмотре. В зависимости от необходимой формы профиля, толщины, структуры можно подобрать шпунтованную доску из многочисленных подвидов. Наиболее популярны следующие разновидности:
По способу обработки деревянную вагонку делят на сорта – «экстра», «А», «В», «С». Различить их можно визуально. На лицевой стороне доски «премиум» класса недопустимы малейшие сучки, трещины. Класс «А» приемлет древесину без гнили, синевы, смоляных карманов. Возможны светлые здоровые сучки. В сорте «В» допускаются смоляные карманы. Самый дешевый сорт «С» допускает синеву, обзол на тыльной части.
Преимущества и недостатки окрашивания вагонки
Покраска вагонки эмалью, бесцветным лаком способна продлить срок эксплуатации материала. Если доску используют для обшивки стен, рабочих поверхностей в хозяйственном помещении, можно обойтись обычной пропиткой. В доме или квартире древесную обшивку лучше покрасить качественной краской в практических и декоративных целях. Ведь заменить испорченный верхний слой древесины гораздо дороже, чем несколько банок эмали. Можно приобрести готовую крашеную доску или покрасить ее самостоятельно. Покрытие панелей своими руками имеет массу преимуществ:
Недостатков у окрашивания вагонки практически нет. Главный отрицательный момент – потеря естественного рисунка и вида древесины. Избежать некоторых негативных последствий можно, если учитывать назначение помещения при выборе лакокрасочного материала. Для бань и саун не подходит масляная пропитка, олифа. Лучше использовать твердые смеси с добавлением воска. В закрытых, непроветриваемых помещениях для покраски деревянных досок не рекомендуется применять горючие, токсичные эмали. Окрашивание полов из вагонки следует проводить с учетом истираемости материала. Чтобы не пришлось часто перекрашивать, следует выбирать смеси с высокой износостойкостью.
Растворы, применяемые для окрашивания
Существует множество средств для покрытия вагонки. Это составы для внутренней и наружной обшивки помещений. Они различаются по составу, быстродействию и качественным характеристикам. К примеру, на деревянный наружный фасад оказывают влияние ультрафиолетовые лучи, влажные осадки, высокая, низкая температура, поэтому в состав финишного покрытия должны входить защитные компоненты в преобладающем большинстве.
Декорировать вагонку внутренней части дома можно обычными эмалями, красками. Покрашенные натуральные доски имеют оригинальный внешний вид. Каждая смесь после покраски придает определенный эффект стандартной вагонке. Выбор раствора зависит от предпочтений владельца дачной или городской постройки.
Защитные средства: свойства и технология нанесения
Грамотное и своевременное использование защитных средств позволяет натуральной вагонке не терять внешний вид, первоначальную структуру долгие годы. Антисептические средства позволяют повысить влагостойкость и долговечность материала. Также растворы исключают поражение насекомыми, различными микроорганизмами, образование плесени, губительной не только для вагонки, но и для здоровья владельцев дачи. Исходя из основы изготовления, антисептические средства делятся на четыре основные группы:
Для уменьшения негативного влияния на вагонку используют различные растворы. Биозащитные составы успешно борются с вредителями, плесенью, грибком. Антипирены обеспечивают огнезащиту, замедляют распространение огня. В качества базового покрытия используют комплексные средства защиты – биопирены. Для отбеливания древесины можно применить хлорсодержащие смеси, пероксид водорода, специальные промышленные жидкости. Вагонку из низких сортов древесины необходимо обязательно обрабатывать грунтом для заполнения пор.
Защитными средствами вагонку покрывают перед лаковой, декоративной обработкой. Технология нанесения заключается в пропитке каждого фрагмента в отдельности и с двух сторон. Кисточкой или валиком распределяют антисептик по всей поверхности тонким слоем. Необходимо достать до всех скрытых участков (углов, выемок). Сохнуть деревянные доски должны, не соприкасаясь друг с другом.
Лаковые составы и их свойства
Чтобы освежить пропитанную антисептиком вагонку и облагородить отделку, древесину покрывают лаком. Необходимый по составу раствор выбирают исходя из типа и назначения помещения.
Масляные лаки на основе смол могут иметь различный оттенок – от прозрачного до темно-шоколадного. Покрытие быстро застывает, образуя плотную пленку. Влагостойкую поверхность легко мыть, она полностью готова для дальнейшей покраски. Основной недостаток – высокий уровень пожароопасности.
Алкидные универсальные растворы имеют высокий показатель устойчивости к внешним негативным факторам. Они впитываются вглубь древесины, поэтому долго сохнут (до 3-х дней). Алкидно-карбамидные лаки имеют практически идентичные характеристики. Перед использованием раствор необходимо смешать с кислотным отвердителем. Отличается сильным блеском после застывания. Недостаток – высокая цена, быстрое воспламенение.
Спиртовые политуры и лаки используют в минимальном количестве для покрытия отдельных элементов вагонки. Ватным тампоном или маленькой кисточкой наносят очень тонкий слой раствора. Высохшее покрытие заметно блестит, обретает эластичность. Некоторые виды спиртовых смесей не переносят солнечный свет, поэтому не могут быть использованы на обширных участках вагонки.
В состав нитроцеллюлозных лаков входят пластификаторы, смолы, пигмент. После нанесения на древесину образуют плотное защитное и декоративное покрытие. Им не покрывают вагонку, предназначенную для отделки фасадов. Нитролак не переносит солнечных лучей. Высокую температуру.
Полиуретановые, акриловые растворы на водной основе наносят на вагонку в несколько слоев из-за сильной летучести смеси. Обладают свойством поверхностного натяжения, не трескаются и не стираются. Лак крепко сцепляется с древесиной, защищает ее от химических веществ, намокания.
Краски на разных составах для покрытия деревянной вагонки
Большое разнообразие декоративных смесей позволяет выбрать самые неординарные растворы для реализации смелых идей дизайна. При помощи лакокрасочной продукции можно придать вагонке совершенно любой цвет и фактуру. Для внутренней отделки загородного дома можно использовать следующие краски:
Как рассчитать необходимое количество краски
Любой ремонт или строительство необходимо начинать с составления сметы и подробной инструкции. Расходные материалы, такие как краска для вагонки, необходимо закупать с запасом. При расчетах следует учитывать особенности поверхности, инструментов, профессионализм исполнителей работы, количество слоев и текстуру смеси.
Если окрашиваться будет вся комната, то в первую очередь необходимо определить ее периметр. Отнимаем площадь дверей, окон, проемов и прочих необрабатываемых поверхностей. Полученный результат надо сопоставить с нормативным расходом выбранного типа краски. Такую информацию производители помещают на этикетке товара. Нужно понимать, что количество указано с учетом проведения работ в идеальных условиях, для одного слоя окрашивания.
Технология окрашивания вагонки
Покрашенные на производстве элементы вагонки стоят в несколько раз дороже необработанных досок. Услуги нанятых работников также обойдутся не дешево. Для экономии средств можно провести все этапы покрытия самостоятельно. Сделать это, к счастью, несложно. Правильно подобранные расходные, вспомогательные материалы оживят интерьер и наполнят дом новыми красками.
Нанесение эмали следует проводить после антисептических процедур, грунтовки и покрытия лаком. При работе с любой смесью следует соблюдать определенные правила. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.
Необходимые материалы и инструменты
Качественно покрасить вагонку сможет даже новичок. Лучше работать с новым материалом. Его достаточно просто подготовить, обработать и просушить. Задача усложняется, если доски уже были в использовании, и тонирование необходимо обновлять. Перекрашивать можно только чистую вагонку. Способ устранения лакированного покрытия одинаков для всех типов древесины. Выбеливать сосну, лиственницу лучше в теплых и проветриваемых помещениях. Окрашивание деревянных панелей проводят при помощи минимального набора инструментов и материалов. Необходимо подготовить:
Чем лучше красить
Для нанесения краски на вагонку можно использовать кисточку, краскопульт или валик. Выбор правильного инструмента гораздо облегчит процесс. На небольшой площади можно использовать широкую кисть. Краска в этом случае должна быть умеренно густой, чтобы не оставались заметные следы от мазков. Таким материалом можно придавать цвет, как отдельным доскам, так и смонтированной конструкции.
Валик лучше использовать для покрытия евровагонки и других типов досок с гладкой поверхностью, с невыраженными швами. Можно взять широкий инструмент, сразу захватывающий две доски. Это ускорит процесс и сократит расход краски.
При использовании бытового краскопульта необходимо готовиться к большому расходу водоэмульсионки. Чтобы краска лучше впитывалась в дерево, раствор следует делать очень жидким. При такой технологии неизбежны подтеки и наслоения. Необходимо строго соблюдать расстояние между впрыскиванием, чтобы не образовывались капли.
Просушка и степень влажности вагонки
Использовать для облицовки можно только качественную, сухую древесину. Влажная вагонка обязательно расползется и треснет спустя некоторое время после монтажа. Определить степень влажности в домашних условиях можно народным способом. Вес сухой доски значительно отличается от влажной. Механический карандаш на просушенной вагонке не будет оставлять фиолетовую полосу. Звук сухого дерева будет звонче.
Прибегнуть к народным методам можно, если под рукой есть сравнительный влажный материал. Если сравнить не с чем, можно использовать механический способ проверки. В испытываемой древесине необходимо высверлить дрелью углубление. Задержать фрезу в одном положении на 20 секунд. Визуальный анализ выемки покажет примерное содержание влаги. Отверстие задымилось – доска пересушенная, ничего не произошло – влажность в норме, образовалась бахрома – пиломатериал сырой. Просушивать вагонку надо под навесом на открытом воздухе в течение нескольких месяцев.
Тщательно просушивать вагонку необходимо после каждой обработки (пропитка, грунтовка, лакирование, покраска). Если это отдельные доски, их надо разместить в проветриваемом помещении или вынести на улицу при теплой погоде до полного высыхания. Время застывания для каждого используемого раствора индивидуально рассчитано производителем. Срок просушки может увеличиться, если краска нанесена в несколько слоев.
Подготовительные этапы
Правильная подготовка вагонки к покраске облегчает работу с материалом в дальнейшем. Новые высушенные доски следует очистить от загрязнений. При сильном запылении можно использовать влажную тряпку и пищевую соду. Затем необходимо устранить все дефекты. Древесину шлифуют пемзой или мелкой наждачной бумагой. Мелкие частицы убирают и наносят грунт.
Если вагонка уже эксплуатировалась, подготовительные работы включают обязательную очистку старого покрытия. Краску, старый лак снимают растворителями. Многослойные засохшие материалы удаляют щеткой по металлу, феном, строительным шпателем.
Нанесение краски
Деревянную вагонку проще красить до ее монтажа. Раствор надо наносить тонким слоем, медленно двигаясь сверху вниз. Если для работы выбрана кисть, она должна иметь полужесткую щетину. Чтобы не было разводов, на кисточку не стоит набирать много краски.
Валик должен иметь ворс средней длины. Обмокнув его в краску и прокатив по лотку, инструмент прижимают к вагонке с умеренной силой и прокатывают несколько раз. На поверхности не должно быть пустот и подтеков. Если доски уже собраны, их ребра необходимо докрасить кисточкой. Окрашивание краскопультом будет быстрее, но часть краски разлетится на рядом расположенные предметы.
Окрашивание с брашировкой вагонки
Нестандартное решение позволит придать древесине состаренный, аристократичный вид. Создать такой эффект можно при помощи дрели со специальной насадкой – брашированным шаром. При обработке поверхности образуются углубления, которые при покраске выступают необычным рисунком. Его глубину можно регулировать за счет проходов шара.
Для покраски доски можно использовать темные или светлые масла. Наносят покрытие методом «сухой кисти», при помощи плотной губки, и равномерно растирают по поверхности. Первый слой сохнет 2 часа. Затем наносят светлое масло или краску. Спустя 15 минут снимают резиновым шпателем, хорошо прижимая его к поверхности. После высыхания дерево получит интересный состаренный эффект.
Покраска дерева с сохранением текстуры
Покрасить вагонку и сохранить текстуру дерева очень просто. Для этого используют лак, пигментированные масла и лазури. Работы можно проводить на отдельных досках или уже на обшитой стене. Используют валик и несколько кистей разных размеров.
Технология текстурирования заключается в нанесении дисперсионного лака кисточкой на небольшие фрагменты материала и последующем равномерном распределении. Для размазывания используют валик. Двигаться необходимо строго вдоль естественных борозд. Через 10 минут излишки смеси надо снять. Лак сохраняется в бороздках, делая рисунок ярким и блестящим.
Как покрасить вагонку под беленый дуб
Добиться эффекта выбеленного дуба и сохранить естественную красоту дерева можно при помощи морилки «иней», «белый дуб», прозрачного воскового масла, полиуретанового, акрилового пигмента «выбеленный».
В первую очередь наносим тонировку тонким слоем. Затем покрываем маслом. Густота нанесения зависит от ожидаемого результата. Если нужен ярко выраженный рисунок, излишки надо снять и затереть поверхность тряпкой. Выбелить древесину можно при помощи грунтовки. Но стоит учитывать, что на некоторых породах со временем она пожелтеет. Например, сосновый материал можно выбелить обычной серой краской для дерева.
Эффект состаривания
Сделать интерьер комнаты привлекательным и оригинальным можно путем искусственного состаривания отделочных материалов. Натуральная вагонка без покрытия смотрится однообразно. Добавить ей антикварную ценность можно несколькими способами:
Идеи окрашивания вагонки в интерьере квартиры/дома
В интерьере городских квартир крашеная вагонка практически не встречается. Натуральный материал отлично приживется на лоджиях, балконах. Стилевые решения загородных домов, наоборот, дополнятся естественной изюминкой при использовании деревянных профилей.
Необычно смотрится комбинирование вагонки разной толщины. Широкий профиль чередуют с тонким и окрашивают. Красят в один цвет, но разной интенсивности. Из ровных профилей и блок-хауса формируют впадины и волны. Зоны освещения выбеливают, оставшиеся просто покрывают прозрачным лаком.
Оригинально смотрится беленая вагонка на потолке, расположенная между темными массивными балками. В спальне, гостиной, детской можно создать эксклюзивное покрытие стен, древесину покрасить любым ярким цветом, расписать узорами.
Заключение
Обработка вагонки – увлекательный, приятный процесс, несмотря на серьезность мероприятия. Обилие материалов для окрашивания, способов декорирования делают обработку деревянных профилей доступной и востребованной. При самостоятельной отделке древесины необходимо помнить, что большинство лакокрасочных материалов токсичны в жидком состоянии и могут причинить вред здоровью.