Конструктивизм относится к группе авангардных стилей. В конце XIX-начале XX веков в изобразительном искусстве стали возникать новые течения, которые напрочь отрицали традиции. В них явно прослеживались настойчивые попытки поиска нового, ранее неиспользованного. Авангард берет начало в Европе, где творили его главные вдохновители, а родиной конструктивизма считается СССР. На первых этапах становления советской власти начал разрабатываться «интернациональный» стиль, который отражал основные аспекты коллективизации: простоту форм, лаконичность в декоре, строгие геометрические фигуры. Отчасти конструктивизм напоминал попурри из абстракционизма и минимализма. Изначально направление «просочилось» в архитектуру. В те времена градостроительство ускоряло темпы, так как новая власть стремилась на руинах прежней создать свой рациональный мир. Затем стиль перешел в ландшафтный дизайн, оформление интерьеров и захватил культурную сторону жизни советского человека: литературу, музыку и фотографию.
Однако, как известно, направление не может жить «полноценно» в рамках одной страны, и идеи русских архитекторов стали перениматься их зарубежными коллегами. Так конструктивизм пересек «закрытые» границы СССР и породил новые стилевые ответвления, которые пошли своими путям развития. Перед началом Второй мировой войны искусственно был спровоцирован резкий упадок направления. Его насильно начали менять на более помпезные и роскошные варианты. Смена руководства страны стала популяризировать совсем иные идеи, отвергая прежние. Конструктивизм в интерьере будет по-прежнему использоваться, но произойдет деградация направления. Многие архитекторы и оформители, будучи отчаянными приверженцами этого стиля, не смогли подстроиться под «новые правила» и предпочли эмигрировать из страны. Однако на этом история направления не закончилась, конструктивистские идеи продолжают жить до сих пор. Рационалистичность, которой строго подчиняется стиль, после очередного цикличного «витка» моды вновь стала популярной. Естественно конструктивисты находят оригинальные интерьерные решения, соответствующие новому времени и потребностями современного человека.
Общие характеристики стиля
Короткое описание конструктивизма можно выразить в двух словах «рационализм и практичность». Стиль, как и другие направления, имеет ряд особенностей, которые характерны только для него. К ним относят:
Систематизация. Абсолютно во всем интерьере должен прослеживаться четкий порядок, который не позволит «заблудиться» гостям в комнате, а хозяевам на собственных полках в шкафу. Если вы относитесь к сторонникам «творческого беспорядка» в квартире и в голове, то этот стиль не для вас.
Строгая цветовая гамма. Эта особенность характерна для большинства современных стилей. В конструктивизме используют серый, черный, коричневый, но также допускают наличие ярких акцентов.
Простота линий, «легкая» геометрия. Никаких плавных изгибов, округлых форм в мебели и особенностях отделки быть не должно.
«Приветы» из советской эпохи. Их наличие в помещениях вовсе не обязательно, но для создания неординарной обстановки подобный стилистический ход будет, как нельзя кстати. Рисунки в конструктивизме под табу, поэтому для оживления атмосферы используют графические постеры или плакаты, где изображены представители рабочего класса с лозунгами и призывами из прошлого века.
Минималистичность. В интерьерах используется только необходимый для проживания минимум мебели. Она будет практичной, а иногда и многофункциональной. В последнем нюансе прослеживаются современные модные веяния.
Конструктивизм относят к простым стилям, которые, однако подойдут далеко не каждому. К интерьеру придется либо привыкнуть, либо отвергнуть сразу же. Последнее касается молодых натур, которые любят «живые» помещения. Направление больше подходит для строгих, серьезных людей в возрасте.
Конструктивизм не любит разделения на комнаты, в этом он опередил модные интерьерные тенденции и «предугадал» популяризацию квартир-студий.
Отделочные материалы
На отделочных материалах для конструктивизма, что называется, не разоришься. Направление предпочитает «бюджетные» варианты: стекла, металл, пластик. Имитация дорогих материалов используется редко, так как кичливость и попытки дотянуться до статуса «роскоши» не про этот практичный стиль. Конструктивизму не нужно кому-то что-то доказывать, ведь он самодостаточен. Однако направление не лишено уникального налета элегантности. Ее воплощают в хромированных и стеклянных поверхностях, которые выгодно выделяются на фоне пластика. Стены оклеивают простыми обоями, потолок штукатурят и красят или белят, а пол застилают ламинатом или паркетной доской, лишенной традиционного древесного рисунка. В более современных вариантах используют наливной пол и натяжные потолки (однотонные и без узоров). В текстиле отдают предпочтение простой натуральности: хлопок, лен, «мешковина». Приветствуются грубые текстуры, с заметными стежками волокон.
Важно знать. Дизайнеры рекомендуют отказаться от популярного дерева кирпича и камня. Эти материалы в стилистике комнаты будут смотреться чужеродно, так как нарушат основной ее принцип: минимализм в декоре и отделке.
Мебель
Меблировку выбирают по принципу: чем проще, тем лучше. К каждой комнате достаточно функционального минимума, который будет использоваться по назначению, а не стоять «для красоты». Понятие о последней у конструктивизма тоже имеется свое. Она выражается в рациональности, строгости и стилевой сдержанности. Эдакое «взрослое» представление о прекрасном, контрастирующее с «юношеской» красотой романтизма или ярким очарованием прованса. В меблировке, как и в отделке превалирует пластик, который оттеняется металлом, стеклом и зеркалами. Поверхности гладкие, без рельефной фактуры. Обивка диванов и кресел с грубой текстурой из натуральных материалов или их комбинации с синтетикой.
Необходимость в простой мебели, которую в те времена производили массово, возникла на основе послевоенного дефицита. Чтобы типовая продукция и изготавливалась быстро, и стоила копейки, пришлось отказаться от всех изысков. По этой причине мебель выполняла только основные функции: на ней готовили, ели, спали, сидели, работали и отдыхали. Все прочие «изыски» были уделом буржуазного слоя, который презирали.
Цветовые решения
В основе стиля всегда находится цветовое «трио». Если применять больше оттенков, то лаконичность и гармоничность интерьерной картины может быть нарушена. Два цвета, как правило, имеют нейтральный характер: белый, серый, черный, коричневый, а третий выбирают по принципу контраста. Последний тон играет в деталях меблировки и декоре. Особой популярностью пользуются:
Красный;
Синий;
Зеленый;
Желтый.
Не рекомендуют использовать рисунки, орнаменты и узоры.
Освещение
На особом положении в конструктивизме естественный свет. Его должно быть максимально много, чтобы комната буквально купалась в нем. В частных домах для этих целей устанавливают панорамные окна в пол. Этот нюанс учитывают еще на этапе проектирования. В квартирах, где изменить порядок вещей уже не получится, окна обрамляют однотонными шторами и воздушным тюлем, который больше похож на легкую паутинку. Такое условное «препятствие» не помешает солнечным лучам играть на металлических и стеклянных поверхностях в интерьере. Искусственное освещение прорабатывают на трех основных уровнях. Общее обычно оформляется с помощью потолочной люстры, которая располагается строго над центром комнаты. Дополнительное освещение представляют напольные светильники и настенные бра, плафоны которых имеют максимально простые формы. Локальные приборы устанавливаются в местах для чтения или работы. Обычно в роли источников света выступают простыне настольные лампы.
В особо маленьких комнатах от штор лучше вообще отказаться. Их заменяют практичными жалюзи, чтобы не принести с ними налет «офисной» обстановки, выбирайте нестандартные цвета панелей: глубокий синий, травяной зеленый, солнечный желтый.
Гостиная
Гостиная используется для коллективного отдыха и приема «посетителей». В этой комнате устанавливают шкаф, диван, пару кресел и журнальный столик. Белый пол покрывают квадратным ковриком бежевого цвета, который условно обозначает центр комнаты. От этой точки и отталкиваются при создании интерьерной композиции. Вокруг ковра обустраивают зону для отдыха: один угловой диван или два симметричных друг напротив друга. Между ними журнальный столик, а рядом дополнительные кресла, на случай большого количества гостей. Стену с окном оставляют открытой без мебели, чтобы ничто не мешало свету попадать в комнату. Напротив зоны отдыха вешают плоский телевизор, которому уже не нужны подставки. У противоположной стены устанавливают шкаф с закрытыми полками.
Спальня
В функциональный «набор» для спальни входят кровать, тумбочки, комод, пара стульев или пуфов и возможно шкаф. Постель выбирают с металлическим каркасом черного или белого цвета. Ее застилают светлым покрывалом: из декора допустимо только две-три однотонных подушки. По бокам кровати симметрично размещают две тумбочки. На каждую устанавливают по светильнику с простым, белым плафоном. Пол перед кроватью застилают небольшим квадратным ковром или двумя маленькими по обе стороны постели. Шкаф можно заменить на конструкцию комбинированного типа с открытыми и закрытыми полками. Этот исключительный шаг допускается только для того, чтобы разбавить атмосферу комнаты отдыха. В открытые полки помещают книги или скудные сувениры, выполненные в лучших традициях минимализма.
Оригинально в интерьере смотрятся навесные конструкции (тумбочки, кровати), которые воплощают в себе практичность в ее высшей форме.
Кухня
На кухне отдают предпочтение гарнитуру, а не отдельно приобретенным предметам. Его поверхность может быть как матовой, так и глянцевой, и именно здесь пользуются «правом» на акцентный цвет. Гарнитур может быть красным, синим, желтым. Чем активнее оттенок, тем меньше его используют дополнительно в предметах декора. Кухонный фартук оформляют керамической плиткой без рисунков в строгих цветах. Допустимо создание «шахматной» композиции. Пол тоже отделывают плиткой в тон фартуку, но большей по размеру. Квадратный стол не украшают скатертью, а стулья выбирают с жесткими сиденьями без обивки. Окна традиционно лишь слегка занавешивают.
Детская
Конструктивизм редко применяется для оформления детской комнаты. Ребенку подобное помещение может показаться излишне скучным, однако есть в стилистике и свои плюсы. С учетом детских запросов, растущих с каждым годом, характер крохи в практичных условиях может сформироваться совсем по иному образцу. Естественно в помещении ярких акцентов будет больше, чем в других комнатах. В качестве исключения допускается наличие рисунка: геометрические формы и их комбинации. Весь мебельный минимум умещается в одном углу: кровать-«чердак» с зоной для хранения и рабочим местом.
Ванная комната
В ванной активно используются навесные унитазы и накладные раковины. Обилие зеркал, стекла и металла станет стильным дополнением обстановки. Ванну лучше заменить на практичную душевую кабину. Угол, где она будет расположена, можно отделать керамической плиткой отличного цвета от остальных стен, но в рамках выбранной тоновой композиции. Зоны для хранения в маленьких помещениях располагать не рекомендуют. Существует ряд нестандартных вариантов (узкие стеллажи, полки под потолком), которые конструктивизм попросту не примет. Отсутствие естественного освещения придется восполнить за счет увеличения количества источников искусственного света.
Прихожая
В прихожей устанавливают шкаф для хранения вещей и обуви. Открытые полки в нем исключаются, так как это не будет соответствовать правилу «систематизации» при хранении. Стены оклеивают обоями: светлыми в больших прихожих и темными в маленьких. От комода рекомендуют отказаться, как от лишнего интерьерного объекта. Вместо него устанавливают высокое зеркало в пол с простой рамой (возможно яркого цвета, как акцент). Если комод все же присутствует, то выбирают навесную модель, которая добавит в интерьер оригинальные нотки. Скамеечку или два низких табурета для переобувания выбирают контрастных оттенков.
Заключение
Ультрамодный в наше время хай тек по праву считается «внуком» советского конструктивизма. Идеи стилей перекликаются, а порой и создают оригинальные комбинации. По сути, хайтек является более современным «вариантом» конструктивизма, который познал и принял достижения века технического прогресса. С учетом все возрастающей популярности на практичность и простоту, стилю обещают прочные позиции в будущем.
Конструктивизм относится к группе авангардных стилей. В конце XIX-начале XX веков в изобразительном искусстве стали возникать новые течения, которые напрочь отрицали традиции. В них явно прослеживались настойчивые попытки поиска нового, ранее неиспользованного. Авангард берет начало в Европе, где творили его главные вдохновители, а родиной конструктивизма считается СССР. На первых этапах становления советской власти начал разрабатываться «интернациональный» стиль, который отражал основные аспекты коллективизации: простоту форм, лаконичность в декоре, строгие геометрические фигуры. Отчасти конструктивизм напоминал попурри из абстракционизма и минимализма. Изначально направление «просочилось» в архитектуру. В те времена градостроительство ускоряло темпы, так как новая власть стремилась на руинах прежней создать свой рациональный мир. Затем стиль перешел в ландшафтный дизайн, оформление интерьеров и захватил культурную сторону жизни советского человека: литературу, музыку и фотографию.
Однако, как известно, направление не может жить «полноценно» в рамках одной страны, и идеи русских архитекторов стали перениматься их зарубежными коллегами. Так конструктивизм пересек «закрытые» границы СССР и породил новые стилевые ответвления, которые пошли своими путям развития. Перед началом Второй мировой войны искусственно был спровоцирован резкий упадок направления. Его насильно начали менять на более помпезные и роскошные варианты. Смена руководства страны стала популяризировать совсем иные идеи, отвергая прежние. Конструктивизм в интерьере будет по-прежнему использоваться, но произойдет деградация направления. Многие архитекторы и оформители, будучи отчаянными приверженцами этого стиля, не смогли подстроиться под «новые правила» и предпочли эмигрировать из страны. Однако на этом история направления не закончилась, конструктивистские идеи продолжают жить до сих пор. Рационалистичность, которой строго подчиняется стиль, после очередного цикличного «витка» моды вновь стала популярной. Естественно конструктивисты находят оригинальные интерьерные решения, соответствующие новому времени и потребностями современного человека.
Общие характеристики стиля
Короткое описание конструктивизма можно выразить в двух словах «рационализм и практичность». Стиль, как и другие направления, имеет ряд особенностей, которые характерны только для него. К ним относят:
Конструктивизм относят к простым стилям, которые, однако подойдут далеко не каждому. К интерьеру придется либо привыкнуть, либо отвергнуть сразу же. Последнее касается молодых натур, которые любят «живые» помещения. Направление больше подходит для строгих, серьезных людей в возрасте.
Отделочные материалы
На отделочных материалах для конструктивизма, что называется, не разоришься. Направление предпочитает «бюджетные» варианты: стекла, металл, пластик. Имитация дорогих материалов используется редко, так как кичливость и попытки дотянуться до статуса «роскоши» не про этот практичный стиль. Конструктивизму не нужно кому-то что-то доказывать, ведь он самодостаточен. Однако направление не лишено уникального налета элегантности. Ее воплощают в хромированных и стеклянных поверхностях, которые выгодно выделяются на фоне пластика. Стены оклеивают простыми обоями, потолок штукатурят и красят или белят, а пол застилают ламинатом или паркетной доской, лишенной традиционного древесного рисунка. В более современных вариантах используют наливной пол и натяжные потолки (однотонные и без узоров). В текстиле отдают предпочтение простой натуральности: хлопок, лен, «мешковина». Приветствуются грубые текстуры, с заметными стежками волокон.
Важно знать. Дизайнеры рекомендуют отказаться от популярного дерева кирпича и камня. Эти материалы в стилистике комнаты будут смотреться чужеродно, так как нарушат основной ее принцип: минимализм в декоре и отделке.
Мебель
Меблировку выбирают по принципу: чем проще, тем лучше. К каждой комнате достаточно функционального минимума, который будет использоваться по назначению, а не стоять «для красоты». Понятие о последней у конструктивизма тоже имеется свое. Она выражается в рациональности, строгости и стилевой сдержанности. Эдакое «взрослое» представление о прекрасном, контрастирующее с «юношеской» красотой романтизма или ярким очарованием прованса. В меблировке, как и в отделке превалирует пластик, который оттеняется металлом, стеклом и зеркалами. Поверхности гладкие, без рельефной фактуры. Обивка диванов и кресел с грубой текстурой из натуральных материалов или их комбинации с синтетикой.
Цветовые решения
В основе стиля всегда находится цветовое «трио». Если применять больше оттенков, то лаконичность и гармоничность интерьерной картины может быть нарушена. Два цвета, как правило, имеют нейтральный характер: белый, серый, черный, коричневый, а третий выбирают по принципу контраста. Последний тон играет в деталях меблировки и декоре. Особой популярностью пользуются:
Не рекомендуют использовать рисунки, орнаменты и узоры.
Освещение
На особом положении в конструктивизме естественный свет. Его должно быть максимально много, чтобы комната буквально купалась в нем. В частных домах для этих целей устанавливают панорамные окна в пол. Этот нюанс учитывают еще на этапе проектирования. В квартирах, где изменить порядок вещей уже не получится, окна обрамляют однотонными шторами и воздушным тюлем, который больше похож на легкую паутинку. Такое условное «препятствие» не помешает солнечным лучам играть на металлических и стеклянных поверхностях в интерьере. Искусственное освещение прорабатывают на трех основных уровнях. Общее обычно оформляется с помощью потолочной люстры, которая располагается строго над центром комнаты. Дополнительное освещение представляют напольные светильники и настенные бра, плафоны которых имеют максимально простые формы. Локальные приборы устанавливаются в местах для чтения или работы. Обычно в роли источников света выступают простыне настольные лампы.
Гостиная
Гостиная используется для коллективного отдыха и приема «посетителей». В этой комнате устанавливают шкаф, диван, пару кресел и журнальный столик. Белый пол покрывают квадратным ковриком бежевого цвета, который условно обозначает центр комнаты. От этой точки и отталкиваются при создании интерьерной композиции. Вокруг ковра обустраивают зону для отдыха: один угловой диван или два симметричных друг напротив друга. Между ними журнальный столик, а рядом дополнительные кресла, на случай большого количества гостей. Стену с окном оставляют открытой без мебели, чтобы ничто не мешало свету попадать в комнату. Напротив зоны отдыха вешают плоский телевизор, которому уже не нужны подставки. У противоположной стены устанавливают шкаф с закрытыми полками.
Спальня
В функциональный «набор» для спальни входят кровать, тумбочки, комод, пара стульев или пуфов и возможно шкаф. Постель выбирают с металлическим каркасом черного или белого цвета. Ее застилают светлым покрывалом: из декора допустимо только две-три однотонных подушки. По бокам кровати симметрично размещают две тумбочки. На каждую устанавливают по светильнику с простым, белым плафоном. Пол перед кроватью застилают небольшим квадратным ковром или двумя маленькими по обе стороны постели. Шкаф можно заменить на конструкцию комбинированного типа с открытыми и закрытыми полками. Этот исключительный шаг допускается только для того, чтобы разбавить атмосферу комнаты отдыха. В открытые полки помещают книги или скудные сувениры, выполненные в лучших традициях минимализма.
Кухня
На кухне отдают предпочтение гарнитуру, а не отдельно приобретенным предметам. Его поверхность может быть как матовой, так и глянцевой, и именно здесь пользуются «правом» на акцентный цвет. Гарнитур может быть красным, синим, желтым. Чем активнее оттенок, тем меньше его используют дополнительно в предметах декора. Кухонный фартук оформляют керамической плиткой без рисунков в строгих цветах. Допустимо создание «шахматной» композиции. Пол тоже отделывают плиткой в тон фартуку, но большей по размеру. Квадратный стол не украшают скатертью, а стулья выбирают с жесткими сиденьями без обивки. Окна традиционно лишь слегка занавешивают.
Детская
Конструктивизм редко применяется для оформления детской комнаты. Ребенку подобное помещение может показаться излишне скучным, однако есть в стилистике и свои плюсы. С учетом детских запросов, растущих с каждым годом, характер крохи в практичных условиях может сформироваться совсем по иному образцу. Естественно в помещении ярких акцентов будет больше, чем в других комнатах. В качестве исключения допускается наличие рисунка: геометрические формы и их комбинации. Весь мебельный минимум умещается в одном углу: кровать-«чердак» с зоной для хранения и рабочим местом.
Ванная комната
В ванной активно используются навесные унитазы и накладные раковины. Обилие зеркал, стекла и металла станет стильным дополнением обстановки. Ванну лучше заменить на практичную душевую кабину. Угол, где она будет расположена, можно отделать керамической плиткой отличного цвета от остальных стен, но в рамках выбранной тоновой композиции. Зоны для хранения в маленьких помещениях располагать не рекомендуют. Существует ряд нестандартных вариантов (узкие стеллажи, полки под потолком), которые конструктивизм попросту не примет. Отсутствие естественного освещения придется восполнить за счет увеличения количества источников искусственного света.
Прихожая
В прихожей устанавливают шкаф для хранения вещей и обуви. Открытые полки в нем исключаются, так как это не будет соответствовать правилу «систематизации» при хранении. Стены оклеивают обоями: светлыми в больших прихожих и темными в маленьких. От комода рекомендуют отказаться, как от лишнего интерьерного объекта. Вместо него устанавливают высокое зеркало в пол с простой рамой (возможно яркого цвета, как акцент). Если комод все же присутствует, то выбирают навесную модель, которая добавит в интерьер оригинальные нотки. Скамеечку или два низких табурета для переобувания выбирают контрастных оттенков.
Заключение
Ультрамодный в наше время хай тек по праву считается «внуком» советского конструктивизма. Идеи стилей перекликаются, а порой и создают оригинальные комбинации. По сути, хайтек является более современным «вариантом» конструктивизма, который познал и принял достижения века технического прогресса. С учетом все возрастающей популярности на практичность и простоту, стилю обещают прочные позиции в будущем.